пятница, 22 июля 2016 г.

23 (10) июля 1915 года




Отъ штаба Верховнаго Главнокомандующаго

10 июля.

В шавельском районе противник группируется на путях к западу от шоссе Митава—Шавли.

В занеманском районе 8-го июля велись упорные бои на реке Еся, к югу-западу от Ковна.

На наревском фронте упорные бои в районе рожанской предмостной позиции. У селения Мрочки-Кавки во время одной из контратак казаки лихо изрубили германскую роту.

На левом берегу реки Вислы наши войска занимают фронт Блоне—Надаржин и передовыя позиции Ивангорода.

Сражение между Вислой и Бугом 8-го июля вновь достигло большого напряжения. Неприятель сосредоточивает главныя силы на направлениях к Белжице, Травникам, Войславине и Грубешову. Некоторыя селения и высоты переходят из рук в руки.

На Буге упорные бои от Крылова до Добротвора. На широком фронте, выше Сокаля мы очистили от неприятеля правый берег Буга и захватили при этом в селении Потружине до 1.500 пленных.

Северо-западный фронт

10-го июля.

В митавском раионе 10-го июля боевых столкновений не было. Южнее, с фронта Янишки— Шавли—Россиены неприятель продолжал продвигаться в восточном направлении.

На наревском фронте атака неприятеля в ночь на 10-е июля, на левом берегу Ниссы, несмотря, на применение снарядов с ядовитыми газами, нами успешно отражена. Неприятель напрягал все усилия к тому, чтобы форсировать Нарев на участке Рожаны —Пултуск. 10-го июля здесь шел упорнейший бой.

На Висле без существенных перемен. Несколько атак неприятеля на передовыя позиции Новогеоргиевска и Ивангорода были нами отражены.

Юго-западный фронт

10-го июля.

Между Вислой и Западным Бугом 10-го июля на направлениях к Люблину велся энергичный огонь; противник пытался продвинуться на направлении к Белжице.

На фронте Хмель—Войславице шли упорные бои. Наши войска в ночь на 10-е июля вели с успехом многочисленныя контратаки, в течение коих им удалось проникать до неприятельских артиллерийских позиций, однако по условиям боя, вывезти брошенныя неприятелем орудия не представилось возможным.

В раионе Грубешова неприятель сосредоточил значительныя силы, коим после упорных боев удалось распространиться несколько дальше к северу.

На Буге, в раионе Сокаля бои продолжались на прежнем фронте. Здесь обнаружен подход новых германских частей.

Северо-западный фронт

10-го июля.

На участке Рожаны—Пултуск неприятель успел перебросить часть своих сил на левый берег Нарева.

Обзоръ военных действий

Общее наступление австро-германских армий

Позиционный характер борьбы между Неманом и Вислой давал нам основание рассматривать участившияся в последнее время боевыя вспышки на отдельных участках этого фронта, как обычную демонстрацию. Опыт показал уже, что к ней прибегает фельдмаршал Гинденбург каждый раз, когда ему необходимо бывает произвести перегруппировку и перетащить часть войск на другой фронт. В таком случае на ослабляемом участке неприятель обыкновенно делает попытку наступать более или менее крупными силами. Соседние же районы энергично поддерживают ураганным огнем иллюзию начинающагося будто бы "большого дела". Обыкновенно все эти вспышки быстро прекращаются, не внося почти никаких изменений в общем положении воюющих сторон.

Тем менее можно было ожидать начала решительнаго наступления германцев по всему восточно-прусскому фронту теперь, когда операции между Вислой и Бугом не закончены и не успели еще принести неприятелю сколько-нибудь существенных стратегических выгод, наши же армии при своем отходе на заранее указанныя им позиции постепенно приобрели свободу маневрирования.
Последнее официальное сообщение говорит о завязавшихся боях в районе селения Грабовец, а также к югу от Грубешова и на Буге, ниже Сокаля.

Попытка Макензена атаковать нас у Грабовец была сделана тотчас же после выяснившагося поражения австрийской армии эрцгерцога Иосифа, но оказалась весьма неудачной. Так же безуспешно было наступление германцев и к югу от Грубешова. Эти атеки, предпринимались в целях упрочить за собой линию новаго расположения и выяснить наши силы. По авторитетному мнению военнаго критика «Нов. Времени», намерение германцев сводится здесь к овладению не столько самим Грубешевом, сколько оборонительной линией крайне болотистой реки Гучвы, разъединяющей операции германцев, действующих по обоим ея берегам. Г. Борин полагает, что для этой цели, а также и для образования более надежнаго заслона, который бы обеспечивал германцев с севера и востока, со стороны Владимира-Волынскаго, противник ведет упорныя атаки.

Его переход в ночь на З-е июля в общее наступление по всему фронту между Вислой и Бугом никаких результатов не дал австро-германцам. И если в центре, на левом берегу Вепржа, неприятелю после упорнаго боя удалось несколько продвинуться, то на ближайшем участке наиболее чувствительнаго леваго крыла, к востоку от Вильколаза, все атаки австрийцев нами отбиты. Фронт Издебно-Красностав удержан нашими войсками, при чем на флангах участка Метелин—Масло-Менче, у Теребина и Тихобужа, мы сами ведем успешныя контратаки. А на крайнем правом крыле противника частичныя атаки немцев между селением Крылов и городом Сокаль закончились захватом нами нескольких сот пленных.

Таким образом, несмотря на громадныя усилия и несомненное численное превосходство, австро-германцам никак не удается продвинуться по направлению к Холму и Любляну для захвата нашей магистрали. А между тем, фронт от Днестра до Буга, где продолжаются бои с армиями Линцингена и Пфлинцера, по-прежнему прочно занят нашими войсками, и охватывающее положение создает серьезную угрозу главным силам противника.

Газета «Моrning Post» затрагивает вопрос о стратегическом значении захвата противником наших территорий. "Биржевыя Вед.“ приводят выдержки из этой статьи, которыми мы и пользуемся. Газета пишет:

„Германцы начинают сознавать, что пространство не является главным фактором в войне, подобной настоящей. Чем дальше германская армия продвигается к востоку, тем сильнее уменьшаются ея шансы на решительный успех. Немцы непрерывно теряют время и людей. В виду этого несомненно, что русские в выигрыше, так как пространство можно вновь вернуть, время же никогда. В начале войны в пользу Германии были время и пространство. Накопленные за 40 лет запасы снарядов и вооружения давали немцам подавляющее преимущество в смысле времени над всем остальным миром. Прекрасная военная организация Германии, в особенности же ея железнодорожная сеть, давали ей господство над пространством. До Дунайца и, быть может, даже до Сана германцы пользовались этими громадными преимуществами. Однако, с отходом от Сана они ежедневно уменьшаются и будут продолжать прогрессивно уменьшаться при дальнейшем продвижении австро-германцев".

Что-же касается перехода германских армий в общее наступление на восточно-прусском фронте, то мы склонны видеть здесь, главным образом, стремление противника отвлечь наше внимание от начавшихся серьезных операций в Прибалтийском крае, где цели куда заманчивее, в виду возможности, в случае успеха, угрозы кратчайшим путем к важнейшим центрам. Вместе с тем, развитие крупными силами боев со стороны Прасныша, Бобра и Нарева имеет в виду также облегчить положение армий Макензена, эрцгерцога австрийскаго и Бем-Ермолли.


Надо помнить, что на восточно-прусском фронте давно уже остановилась позиционная борьба, при которой, как известно, неимоверныя усилия сторон и огромныя жертвы дают сравнительно ничтожные результаты. А между тем, единственным выходом из этого тяжелаго положения скованности является приобретение стороной свободы маневрирования, т. е. добровольный отход войск с сильно укрепленных позиций. Путем удачнаго маневрирования, как это мы видели в борьбе на фронте между Вислою и Бугом, противнику легко могут наноситься внезапные удары там, где нам это выгодно, и тем совершенно расстраивать его план разгрома наших армий, чего он так настойчиво добивается вот уже 11 месяцев.

Группа вк Этот день в истории
Группа в фб Этот день в истории
Группа в ок Этот день в истории
Доска в пине

Комментариев нет:

Отправить комментарий