10 июля старого стиля (23 июля н. ст.) православная церковь
чтит память преподобного Антония Печерского.
Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в начале
XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в Крещении был назван Антипой. С
юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше
решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал
уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают.
Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание,
чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской
стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было
уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний
не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером
Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой
иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через
день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не
только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным
советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым
был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили
его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый
день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением
и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию
из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу,
своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая
горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви
слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня»
(Мф.10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился
в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что
пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий,
– буду исполнять то, что ты мне повелишь».
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он
удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе.
Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал
стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского
монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество
у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись
по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего;
помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.
Преподобный Феодосий часто обходил келлии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего
и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келлий и, если слышал
разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а
утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил
воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех
приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп.
Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению
и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для
жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую
долю монастырских доходов.
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным
в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу,
десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием
Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое
значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри,
ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, пострижеников
Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские),
Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели
преп. Нестор Летописец и Симон.
Доска в пине
Комментариев нет:
Отправить комментарий