пятница, 22 июля 2016 г.

В день 9.11.16.0.1, 1 Имиш 9 Моль (23 июля 668 года)

В день 9.11.16.0.1, 1 Имиш 9 Моль (23 июля 668 года), через три года после последнего упоминания К'инич-Б'алам-Чапаата, состоялась инаугурация следующего царя Попо' Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля. В его правление мы имеем первые надежные свидетельства об участии Попо' в военно-политической борьбе майяских царств. На нескольких монументах Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля присутствуют изображения связанных пленников. Особый интерес представляют два фрагмента, составляющие вместе Монумент 99, на котором сохранилось одно из немногочисленных изображений пленницы в искусстве майя. По случаю середины к'атуна 9.12.10.0.0, 9 Ахав 18 Соц' (10 мая 682 года) был установлен Монумент 8, на котором показаны три раздетых пленника со связанными руками, при этом один из них имеет титул «Владыка Анаак'а». Этот «эмблемный иероглиф» больше нигде в текстах майя не встречается, Александр Сафронов предположил, что в надписи ошибка и речь идет о царстве Ак'е. Если это так, то Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль совершил поход в области Левобережья Усумасинты, борьбу за контроль над которыми Попо' будет вести в течение нескольких последующих десятилетий. Помимо информации о военных победах, Монумент 8 интересен также тем, что в надписи на нем упоминаются два «ах к'ухууна» Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля, один из которых, К'елен-Хиш, оставался в должности, по меньшей мере, 34 года и исполнял свои обязанности при трех владыках.


Царствование Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля, вероятно, закончилось катастрофой. В 687 году мы имеем первое свидетельство о военном столкновении Попо' со своим северным соседом, могущественным Баакульским царством. Хотя столица Баакуля Лакамха' располагалась всего в 65 км на север от центра Попо', особенности ландшафта данной области, которая представляет собой череду горных массивов высотой до 1500 м, значительно затрудняли преодоление этого расстояния. Для владык Попо' основной путь к центральному региону классической цивилизации пролегал не через трудный для перехода север, а через череду небольших речных долин бассейна реки Хатате, откуда открывался путь на восток к Лакадонской сельве и далее к Усумасинте. Именно в этом направлении происходило дальнейшее территориальное расширение сферы влияния Попо' за пределы долины Окосинго, которое неминуемо вело его к острому противостоянию с Баакульским царством, доминировавшим в то время на Левобережье Усумасинты. Первоначально соотношение сил было не в пользу Попо'. Как сообщается в надписях на двух монументах из Паленке (панель из «Храма XVII» и правая панель святилища в «Храме Солнца»), в день 9.12.15.7.11, 10 Чувен 4 Сак (12 сентября 687 года) баакульский царь К'инич-Кан-Б'алам II «вошел в селение» владыки Попо'. Фраза «вошел в селение» (буквально «вошел в пещеру») употребляется в текстах майя в качестве стандартного обозначения успешного нападения или военного завоевания. Сам Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль, вероятно, погиб в бою или попал в плен, по крайней мере, уже менее чем через год в Попо' воцарился новый владыка.


Группа вк Этот день в истории
Группа в фб Этот день в истории
Группа в ок Этот день в истории
Доска в пине

Комментариев нет:

Отправить комментарий