суббота, 23 июля 2016 г.

23 (10) июля 1916 года

Отъ штаба Верховнаго Главнокомандующаго

10-го июля 1916 года

Западный фронт

На фронте Рижских позиций усиленная артиллерийская перестрелка.

Северо-восточнее Сморгони, в раионе дер. Мартыши, немцы пытались накапливаться в окопах и ходах сообщения с целью вернуть захваченный у них накануне участок позиции, но под огнем наших батарей отхлынули назад. Все дальнейшия попытки неприятеля перейти в контратаку прекращались нашим ружейным и артиллерийским огнем.

На Стоходе, в раионе Заречье—Березница, неприятель вчера в 9 часов вечера атаковал, но был отбит.

Вчера в раионе Ворохты и Тартарова (из Делатыня в Мармарош-Сигет) нами взято в плен 5 офицеров, в том числе командир баталиона, 483 нижних чина и захвачено 3 орудия и 4 пулемета.

В Карпатах идет дождь со снегом.

Кавказский фронт

I

На побережье Чернаго моря наши войска с боя взяли город Фолу и продвинулись значительно вперед южнее этого пункта. Нами захвачено много пленных и зеленое священное знамя четников.

В бассейне реки Иешим-Ирмака мы заняли город Кэлькит-Чевтлик.

На Эрзинджанском направлении наши войска перешли р. Западный Евфрат, в раионе моста Кетур-Керри.

На Моссульском направлении, восточнее раиона Ревандуза, наши войска ведут бои с большими силами турок.

Примечание: За 7-е и 8-е июля нами взято в плен 370 офицеров (1 генерал и 1 полковник), 13.700 нижних чинов и 10 орудий, что доводит указанное во вчерашнем утреннем сообщении Штаба общее число пленных (26.000 человек, считая и офицеров) до 27.000 человек при 40 орудиях.

II

Наступление продолжается.

По дополнительным данным при занятии Гюмиш-Ханы нами захвачено не 2, а 6 орудий; западнее этого пункта, на высотах Балабан Даглари, взято вчера в плен 200 аскеров и захвачено снаряжение.

На Багдадском направлении столкновения разъездов с курдами.

На Эрзинджанском шоссе, в раионе Зиарет-Топаси нашими войсками были отбиты две контратаки турок и заняты высоты у Аглика.

Восточнее шоссе к Эрзинджану нами занята линия реки Дурум-Дараси после отбития нескольких атак турок. Наша конница достигла линии Воз— Тапа—Мертекли.

Юго-западный фронт

49 казаков напали на неприятеля в раионе горы Томнатик (50 верст северо-западнее Кимпотунга) и взяли в плен 4 офицеров и 57 нижних чинов.

Телеграммы

Русский фронт

МИРЪ, 7-го июля. Вчера в 8 ч. утра 12 с неприятельских аэропланов сбросили в Городею и Замирье 43 бомбы. Наш аэроплан фарман вступил в бой с ними и неприятельские самолеты удалились. (ПТА).

ТИФЛИСЪ, 7-го июля. Кавказския газеты передают, что всего в отряде Февзи-паши насчитывалось больше пяти дивизий, расположенных тремя отрядами. Самый сильный стоял на ашкалинском направлении, соприкасаясь с левым флангом Иззот-паши; второй, силою до трех полков занимал сильную позицию в верховьях Чороха, а третий занимал Массад-Дере. Наше наступление велось тремя колонами, но решающую роль сыграло движение ашкалинскаго отряда, обошедшаго Байбурт с юго-востока и двигавшагося восточнее Ашкал-Байбуртскаго шоссе, близ гор. Сагыджи и Копыса.

В раионе Муша турецкая дивизия была разбита ударом в левый фланг, стоявший на перевале, ведущем в Мушскую долину, и в центр, расположенный по хребту. Первым заколебался центр, затем начал отступать и левый фланг, а затем враг, выдвинув вперед полк, занимавший правый фланг, начал отступать, как уже сказано, двумя колоннами: одна—в долину Евфрата, другая—в долину Кульп-Су.

Франко - англо - бельгийский фронт

ГАВРЪ, 6-го (19-го) июля. Бельгийское официальное сообщение:

«Наши батареи всех калибров возобновили сегодня разрушительный обстрел германских позиций в раионе Безинге-Стеенстрате. Рекогносцировки, произведенныя нашими войсками, установили полнейшее разрушение неприятельских работ нашим предыдущим обстрелом раиона к северу от Диксмюда в направлении Гетзаса». (ПТА).

ЛОНДОНЪ, 6-го (19-го) июля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:

«Сегодня вечером германцы, после предварительнаго обстрела снарядами, вызывающими слезотечение, двинулись в атаку на наши позиции близ Лонгвиля и леса Дельвилль; напряженный бой продолжается. На остальном фронте не произошло ничего существеннаго». (ПТА).

ЛОНДОНЪ, 7-го (20-го) июля. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:

«Германская атака, начатая прошлой ночью, была направлена против новых британских позиций к востоку от Базантена. Германцы, получив сильныя подкрепления, повели после интенсивной бомбардировки, около 5 ч. 30 мин. вечера, наступление густыми массами. Сражение продолжалось всю ночь, приняв особенно ожесточенный характер в Дельвильском лесу. Ценою тяжелых потерь неприятелю удалось вновь захватить часть Дельвильскаго леса и утвердиться на северной окраине Лонгваля. Сражение на этих участках продолжается с большим ожесточением.

В других местах неприятельския атаки, считая в том числе три штурма на ферму Вотерлот, благодаря нашему огню, окончились неудачей. На остальном фронте не произошло никаких важных событий». (ПТА).

ЛОНДОНЪ, 7-го (20-го) июля. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:

«К северу от Соммы продолжает разрастаться напряженное сражение около селения Лонгваля и Дельвильскаго леса. В обеих местностях мы вновь завладели большею частью утраченной прошлой ночью территории. Сегодня днем мы рассеяли своим огнем большой германский отряд, скоплявшийся для атаки фермы Вотерлот со стороны Гильемона». (ПТА).

ПАРИЖЪ, 6-го (19-го) июля. Официальное сообщение от 6 июля, 12 часов дня:

«На большей части фронта ночь прошла спокойно. Германцы произвели две атаки на небольшие посты в раионе Пашенделе (Бельгия) и у Пессо (к северу от р. Эн), обе атаки были отбиты нашим огнем. На правом берегу реки Мааса продолжается сильная артиллерийская перестрелка на участке Флери. Французския войска продвинулись немного вперед, с помощью ручных гранат, в направлении Шапель-Сент-Фин». (ПТА).

ПАРИЖЪ, 6-го (19-го) июля. Официальное сообщение от 6-го июля, 11 часов вечера:

«К югу от Соммы предпринятая нами небольшая операция на юг от Эстре дала нам возможность овладеть частью германских траншей и захватить около 60 пленных. На верденском фронте продолжается бомбардировка наших первых и вторых линий в раионе высоты «304». Сильная артиллерийская перестрелка происходила также на участке Флери; пехотных же действий не предпринималось. Германская атака у Эпаржа на один из наших небольших постов была отражена.

Действия летчиков. Нашими специальными орудиями близ Брэна, к востоку от Суассона, сбит германский аэроплан. Летчик и наблюдателе взяты в плен». (ПТА).

Балканский фронт

СОЛУНЬ, 6-го (19-го) июля. Вчера на фронте день прошел спокойно. Сегодня неприятельская артиллерия проявляла деятельность на обоих флангах, на правом берегу Вардара и в направлении Струмы. (ПТА).

Война на море

ЛОНДОНЪ, 6-го (19-го) июля. Агентству Ллойда сообщают:

Из Алжира, от 4-го июля:

«Пароход «Еuрhorbiа» потоплен подводной лодкою; команда высажена на берег. С острова Мальты, от того же числа: «Подводной лодкой потоплен пароход «Virginiа»; капитан и 47 человек команды доставлены на берег, не досчитывают старшаго штурмана; из состава команды один человек убит, 6 ранены».

Из Лоустофта, от 5-го июля:

«Сюда доставлены команды барков «Wаwerleу» и «Lосh Тау», потопленных подводной лодкой в Северном море». (ПТА).

МАЛЬМЭ, 6-го (19-го) июля. Германския подводныя лодки захватили американскую четырехмачтовую шхуну, шедшую из Сан-Франциско в Треллеборг с грузом жмыхов, и отвели ее в Свинемюнде. (ПТА).

СТОКГОЛЬМЪ, 6-го (19-го) июля. Из Мальме сообщают:

«Германское военное судно захватило шведское торговое судно «Коnnung Оsсаr» и увело его в Свинемюнде». (ПТА).

СТОКГОЛЬМЪ, 6-го (19-го) июля. Из Карлекроны сообщают:

«Вчера днем германский миноносец захватил английский пароход «Аdаm», приписанный к Ньюкастльскому порту и шедший из Иефле; судно было захвачено в пределах шведских териториальных вод и уведено в южном направлении; на пароходе находился шведский лоцман». (ПТА).

Война в колониях

ЛОНДОНЪ, 6-го (19-го) июля. Генерал Смэтс доносит:

«Неприятельския войска, угрожавшия нашим сообщениям к северу от Хандени и в других местах, оттеснены к реке Пангани. Британския силы высадились в Конгоро на южном берегу озера Виктории-Нианца и заняли Муанцу, которую неприятель, после небольшого сопротивления, эвакуировал. Мы захватили большое количество винтовок, часть обоза и морское орудие, снятое с «Коеnigsberg». (ПТА).

Военный обзоръ

 

Впечатления кореспондента «Тimes» на нашем фронте

Корреспондент «Тimes» на нашем западном фронте Станлэ Вашбарн описывает свои впечатления о боях в Ковельском направлении в середине июня и в раионе Барановичей около 26 июня.

В Ковельском направлении после нескольких дней сравнительнаго затишья, в течении трех дней германцы развивали ожесточенныя атаки небывалаго напряжения, стоившия им громадных жертв.

В результате их, с нашей стороны еще укрепилась уверенность в твердости нашего положения и невозможности для немцев прорвать наше расположение.

Минувшие дни имеют гораздо большее значение, чем может казаться с перваго взгляда. Когда обрисовалась угроза Ковелю, германцы, со свойственною им энергиею, начали бросать в этот раион большия массы войск, сосредоточивая их гораздо быстрее, чем это было возможно сделать русским. Немцы рассчитывали воспользоваться утомлением русских войск в предшествовавших непрерывных двухнедельных боях, чтобы сломить их сопротивление, обратно овладеть Луцком и восстановить положение на этом фронте. По свидетельству пленных, кайзером было приказано осуществить эту операцию до 2—15 июля. Весьма возможно, что события, разыгравшияся на французском фронте, заставляли германцев спешить достижением на русском такого решения, которое позволило бы им вновь перебросить войска на другое место.

В течении нескольких дней, пока с русской стороны сосредоточивались подкрепления и принимались меры к сильному отпору, русския войска здесь выказывали в боях геройскую доблесть и русская линия непоколебимо вынесла бешеный натиск противника. Немцы не долго будут в состоянии вести подобныя атаки и напрасно разбивают свои силы о русскую твердую стену. Они вскоре стали сдавать, убедившись, что если не смогли сломить русских в первые дни, то после того, как русские имели достаточно времени изготовиться, это уже стало совсем невозможным.

О потерях противника можно составить себе понятие по факту, что на фронте одной лишь нашей роты было погребено 300 германских трупов и около 500 еще оставалось разбросанными на поле сражения.
Вскоре весь мир поймет, что превосходство немцев над русскими кроется главным образом не в свойствах солдата, а в материальной части.

Германцы теперь убедились, какая громадная разница—сражаться с русскими, когда они не имеют вооружения и боевых припасов, как было год тому назад, или когда они достаточно снабжены всем необходимым. Очень вероятно также, что германския части даже самыя отборныя, теперь уже не обладают тем наступательным порывом, как прежде, так как нет сомнения в том, что людской материал в России теперь не хуже перволинейных войск, с важным придатком офицеров и генералов, имеющих двухгодичный боевой опыт. Материальную часть и теперь германцы имели очень сильную—на фронте около 30 верст они выставили до 88 тяжелых орудий с небывалым запасом снарядов; по показаниям пленных немцы здесь начали устанавливать батареи 11-дюймовых орудий. Быть может не настало еще время для окончательных выводов, но очень возможно, что превосходство германцев постепенно от них ускользает и что по прошествии месяца они окончательно перейдут к оборонительной войне. Успехи русских войск в Буковине продолжают развиваться и нет указаний на то, чтобы Германия имела намерение распространить свою помощь сильно потрясенному союзнику.

А между тем, дух австрийцев сильно упал все они сознают, что дело их безнадежно, если им не помогут германцы, на что они, впрочем, не надеются. Напротив, пленные германцы не обнаруживают уныния и уверяют, что у них на западе есть очень большие резервы, которые можно притянуть в случае необходимости; они, вероятно, не знают о наступлении наших союзников на западе, которое разрушит подобныя предположения. Здесь есть несколько германских частей, участвовавших в операциях 1915 года в Галиции; эти люди совершенно поражены разницею в том, как сражаются русския войска.

Корреспонденту удалось присутствовать при начале наступательных операций войск генерала Эверта. Он с возвышенности следил за артиллерийскою подготовкою и отмечает искусный способ образования огнем артиллерии просек в неприятельских проволочных заграждениях; система столь же действительная, сколько и бережливая. Германская артиллерия была поразительно молчаливою; вероятно, много ея увезено на юг и здесь ея гораздо меньше, чем прежде. В этот день наши батареи имели почти полную монополию огня. В этот день наши батареи имели почти полную монополию огня. К полуночи огонь достиг такого напряжения, что в германских траншеях был настоящий ад. Огонь развивался на фронте от Барановичей до Сморгони и с своего наблюдательнаго пункта автор видел горизонт между Сморгонью и Крево, непрерывно освещаемый вспышками наших орудий, а над головою его пролетало бесчисленное множество гранат и шрапнелей.

Под завесою этого огня, удерживавшаго германские резервы в их закрытиях, пехота достигла неприятельских передовых линий, захватывая пленных и разрушая укрытия. В это время артиллерии было дано знать, что противник перешел в наступление против одной выдвинувшейся части; немедленно по телефону был передан приказ батареям и тотчас можно было видеть, как снаряды стали ложиться в наступающих цепях противника, заставляя их повернуть обратно.

Противнику было нанесено поражение, захвачены несколько тысяч пленных и орудия. Это хорошее начало. Такие блестящие результаты недостижимы без потерь; армия потеряла четырех доблестных полковников, павших геройскою смертью во главе своих частей.


М. Б.

Группа вк Этот день в истории
Группа в фб Этот день в истории
Группа в ок Этот день в истории
Доска в пине

Комментариев нет:

Отправить комментарий