Пост Семнадцатого тамуза
В истории еврейского народа 17 тамуза – день бедствий. Об
этом дне и посте рассказывает раввин И.М. Лау
Семнадцатое тамуза — один из четырёх постов, установленных в
память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), Десятым тевета и
Девятым ава. 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар начал осаду Иерусалима, 17
тамуза его солдаты проломили городскую стену, а тремя неделями позже, 9 ава,
наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм.
В истории еврейского народа 17 тамуза — день бедствий. В
Талмуде, в трактате Таанит, перечисляются пять бедствий, случившихся в этот
день:
Моше-рабейну разбил Скрижали завета при виде золотого
тельца, сделанного нашими предками в пустыне;
Во время осады Иерусалима (согласно Рамбаму, перед разрушением
Первого Храма) в этот день прекратилось принесение ежедневной жертвы «тамид»
из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это
было признаком надвигающейся катастрофы.
Как рассказывается в книге пророка Ирмеяу (гл. 52), 9 тамуза
во время осады Иерусалима в эпоху Первого Храма была проломлена городская
стена, а в эпоху Второго Храма то же самое случилось 17 тамуза;
Апостомос, наместник царя Антиоха, сжёг Тору, поняв, что
самый верный путь поработить евреев — это нанести удар по их духовному
достоянию; сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных
причин восстания Маккавеев;
В этот день в Храме была водружена статуя идола. Согласно
одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний
Апостомоса; согласно другой (так сказано в Иерусалимском Талмуде), это совершил
царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем,
что «затопил Иерусалим невинной кровью» и поклонялся идолам, превзойдя в этом
всех своих предшественников.
Кстати, царь Менаше был сыном царя Хизкияу — одной из самых
светлых личностей, когда-либо занимавших трон Иудеи. Вавилонский Талмуд в
трактате Брахот рассказывает, что, зная о том, каким будет его сын, Хизкияу не
хотел жениться, желая остаться бездетным, однако пророк Йешаяу укорял его за
это и требовал, чтобы Хизкияу исполнил заповедь Торы плодиться и размножаться.
В конце концов Хизкияу женился и произвёл на свет Менаше, который, натворив
множество дурных дел, всё же совершил тшуву, и Всевышний — по выражению Талмуда
— открыл для него «тайную дверь» на небо, через которую он вошёл в рай…
Однако вернёмся к Семнадцатому тамуза. Пост начинается с
рассвета и проводится так же, как и прочие общественные посты: читают слихот,
написанные специально для этого дня, «Авину малкейну» в Шахарит и в Минху и
отрывок из Торы, где говорится о том, как Моше-рабейну умолял пощадить Израиль
после греха создания золотого тельца.
После чтения Торы читают Афтару из книги Йешаяу (гл. 55). В
Шахарит, во время повторения Шмонэ-эсрэ хазан произносит благословение «Ответь
нам…», а в Минху ту же вставку в Шмонэ-эсрэ читает вся община.
Группа в фб Этот день в истории
Группа в ок Этот день в истории
Доска в пине
Комментариев нет:
Отправить комментарий